Музыкальный лейбл или независимый артист?



Музыкальный лейбл или независимый артист?

Сегодня стриминг (потоковое воспроизведение) стал основным источником потребления музыки и, соответственно, цифровых доходов для артистов. Стриминг дал второе дыхание индустрии: если еще совсем недавно рекорд-индустрия находилась в глубочайшем кризисе из-за нелегального скачивания музыки, то сейчас благодаря отчислениям от цифровых площадок снова идет в рост.

Стриминг становится все более значительной статьей дохода для артистов — так, по информации СМИ, полученной от представителя крупного российского лейбла, заработок топовых артистов только от стриминга сегодня может варьироваться от одного миллиона рублей в квартал до десяти и выше. Эти цифры зависят в том числе и от того, насколько сильно выстрелил тот или иной артист и сколько раз его прослушали в стриминге за указанный период.

Впрочем, само понятие «лейбл» сегодня трансформировалось. За этой вывеской может скрываться как представительство иностранного мейджора с отделами A&R, маркетинга и миллионными рекламными бюджетами для топовых релизов, так и Независимы артист, заливающий под своим аккаунтом нишевую музыку на стриминговые сервисы через дистрибьюторы (или агрегаторы) и рекламирующий релизы в соцсетях.

С помощью дистрибьюторов артист может самостоятельно размещать треки на площадках и получать роялти.

Монетизация в стриминговых сервисах Apple, Spotify, Yandex, Boom, Vk

Сегодня попадание на витрины цифровых площадок и в тематические плейлисты — важнейший механизм промоушена. Помните, что напрямую с артистами представители стриминговых сервисов практически не общаются. Они ведут диалог главным образом с представителями лейблов и дистрибьюторов.

Последние еженедельно присылают перечень релизов, которые рекомендуют для стриминговых плейлистов и витрин. Это могут быть как альбомы, которые, по мнению менеджмента лейблов и агрегаторов, выстрелят, так и нишевые артисты, которых выгодно продвигать с имиджевой точки зрения.

Конечное слово в любом случае остается за площадками. Зачастую менеджеры по маркетингу лейблов и агрегаторов узнают о результатах своей работы непосредственно в пятницу, когда обновляются плейлисты и становится понятно, взяли в них тот или иной рекомендованный трек или нет.

Впрочем, попасть в плейлисты стримингов артист может и без участия лейблов и дистрибьюторов. Бывает так, что редакторы стримингов сами обращают внимание на тот или иной трек, но этот процесс зачастую носит случайный характер.

И, наконец, монетизация — зарабатывать достойные деньги на стриминге сегодня могут артисты, чье количество прослушиваний измеряется сотнями тысяч в месяц и выше.

Заработок музыкантов зависит от множества факторов. Так, например, по данным портала Soundcharts, Apple Music платит 0,0056 доллара за стрим, Spotify и Deezer — 0,0032 и 0,00436 доллара соответственно. Впрочем, и эти цифры относительны.

Сумма роялти зависит от цены подписки на тот или иной стриминг. Например, в России подписка на Apple Music в разы дешевле, чем в США, — соответственно, ниже и роялти, которые получают музыканты. Кроме того, ряд платформ предлагает различные формы платной подписки, например Standart и более дорогой Premium. Сумма выплат в этом случае будет зависеть от тарифа подписчика, прослушавшего трек.


В российских сервисах Boom, VK Music и «Яндекс.Музыка» (как и в некоторых зарубежных приложениях) сумма за стрим зависит от того, был ли трек прослушан по подписке или по бесплатной рекламной модели.

Boom не разглашает цифры роялти за стрим, эти данные доступны только представителям лейблов. По словам источника «ИМИ.Журнала» в одной крупной рекорд-компании, при прослушивании по подписке отчисление может достигать 4 копеек за стрим, по бесплатной рекламной модели оно будет меньше в десятки раз и будет варьироваться в зависимости от количества рекламы, которая в данный момент размещена в приложении.

Что дистрибьютор может дать независимому артисту

Российским музыкантам следует обратить внимание в первую очередь на те агрегаторы, которые размещают треки в ТикТоке и «ВКонтакте» (и приложении Boom), а также «Яндекс.Музыке», Apple, Spotify, YouTube. Для абсолютного большинства отечественных артистов это главные источники монетизации музыки.

Пожелавший остаться неизвестным музыкант, который собирает порядка тысячи зрителей в Москве и регулярно гастролирует, сообщил «CМИ Журналу», что в 2016 году, до монетизации музыки во “ВКонтакте”, он зарабатывал 80 000 рублей в год со всех цифровых платформ, сегодня примерно такую же сумму он получает со стриминга ежемесячно.

Локальные офисы с техподдержкой в России есть у четырех международных агрегаторов — ONErpm, Believe, The Orchard и FreshTunes. Отдельно стоит упомянуть российский НЦА (Национальный Цифровой Агрегатор) — через него размещают треки на стриминговых платформах как крупнейшие российские лейблы, так и независимые артисты.

Помимо дистрибуции треков, артисту необходимо вложиться в промо и маркетинг релизов, для этого нужно обратится в рекламное, музыкальное агентство с блогерами. Они могут сделать influence & performance рекламу в ТикТоке и других социальных сетях, влияющих на увеличение стримов.

Что музыкальный лейбл может дать артисту сегодня

Лейблы, как и раньше, выполняют функцию фильтра: среди огромного количества артистов рекорд-компании отбирают либо тех, в чей успех верят, либо подходящих им имиджево.

В случае с нишевыми и субкультурными артистами попадание в бэк-каталог даже крохотного независимого лейбла автоматически дает музыкантам внимание аудитории, следящей за его релизами.

Если речь о крупном лейбле, он, как правило, берет на себя обязательства по продвижению артиста.

Кроме того, большие компании сегодня могут авансировать музыкантов и финансово участвовать в записи, сведении, покупке битов, разработке макетов обложек и не только.

Помимо авансирования, лейбл может вложиться в промо и маркетинг релизов, для этого у крупных компаний есть собственные SMM- и PR-отделы. Они могут сделать посевы во «ВКонтакте», таргетинг, печатную рекламу, организовать интервью, обеспечить эфиры и ротации на радиостанциях и телеканалах, а также посодействовать с выходом публикаций о релизе в СМИ.

Как мы говорили чуть выше, лейбл может организовать промоушен на цифровых витринах —попадание в новинки и плейлисты. У крупных рекорд-компаний налажены прямые связи с редакторами площадок.

Также лейбл обеспечивает монетизацию контента на всех цифровых платформах, работает по авторским отчислениям с них и по мобильному контенту.

Еще рекорд-компания может взять на себя юридическое сопровождение дел артиста (не только подготовку документов, консультирование и защиту его прав, но и регистрацию прав музыканта в РАО, ВОИС и РСП).


Физические носители сегодня можно рассматривать скорее как разновидность мерча; тем не менее многие лейблы до сих пор производят компакт-диски, кассеты и винил с записями своих артистов.

РЕЗЮМЕ: Выбирать свой путь развития, Вы должны самостоятельно. Развиваться с помощью лейбла, или как независимый артист (музыкант) - решать Вам. У каждого из этих направлений есть свои плюсы и минусы, мы лишь помогли Вам немного в этом разобраться

Наши контакты